РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ВЫПУСКНИКАМ:
Подготовка к экзамену
Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен.
Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник.
Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала. ·
Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий. ·
Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ
«КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЕНТ»
Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования.
Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.- Обратите внимание на питание ребенка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
Помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.
Если ваш ребенок гиперактивный
Что следует делать конкретно?
· У этих детей очень высокий порог чувствительности к отрицательным стимулам, а потому слова «нет», «нельзя», «не трогай», «запрещаю» для них пустой звук.
· Система запретов должна обязательно сопровождаться альтернативными предложениями. Если ребенок начинает рвать книжку, безусловно, нужно остановить его и дать вместо этого какой-то ненужный листочек бумаги: «Попробуй порвать вот это, а когда перестанешь, собери все клочки в пакетик…»
· Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень активно реагируют на похвалу и одобрение. Ждите только хорошего от своих детей, радуйтесь их успехам.
· От физических наказаний вообще нужно отказаться.
· Очень важен физический контакт с ребенком. Обнимите его в трудной ситуации, прижмите к себе, успокойте.
· Необходимо следить за общим психологическим климатом в семье. Постарайтесь уберечь ребенка от возможных конфликтов между взрослыми: даже если назревает какая-то ссора, ребенок не должен видеть ее, а тем более быть ее участником.
· Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому проявляйте одновременно гибкость и упорство.
· Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.
· Гиперактивный ребенок не переносит большого скопления людей. Поэтому ему полезно играть с одним партнером, не ходить часто в гости, как и в крупные магазины, на рынки, в кафе. Все это чрезвычайно возбуждает неокрепшую нервную систему.
· Очень полезны длительные прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, бег. Они позволяют сбросить избыток энергии.
Если у вашего ребенка страхи
Правильное поведение:
· Не стоит заниматься «закаливанием», т.е. если ребенок боится темноты и спать один, не запирайте его в комнате «чтобы привык». Вы еще больше напугаете ребенка. Последствия таких «закаливаний» печальны: неврозы, заикания, отклонения в развитии. Если вы все же хотите попробовать этот метод, поставьте себя на место малыша. Если вы, скажем, боитесь мышей, засуньте руку в аквариум или клетку с ними, с большим количеством. Пройдет ли у вас страх? К сожалению, не все родители понимают, сколь хрупка психика ребенка. Никогда не кричите на ребенка. Все, что угодно можно объяснить спокойно.
· Не относитесь к страхам детей, как к капризам, тем более нельзя ругать и наказывать ребенка за «трусость». Ведь страх – опасная эмоция человека.
· Важно дать понять ребенку, что вы его хорошо понимаете. Не принижайте значение страха для самого ребенка, не игнорируйте его жалобы.
· Постоянно уверяйте ребенка, что он в полной безопасности, тем более, когда вы, родитель, рядом с ним. Ребенок должен верить вам и доверять.
· Обсуждайте с малышом его страхи. Главная задача родителей, понять, что именно беспокоит ребенка, и что явилось причиной страха. Малыш должен научиться сам справляться со своими страхами, но этого не произойдет без вашей, родительской помощи.
· Постарайтесь отвлекать ребенка. Если у ребенка началась паника, займите его игрой, наблюдением за чем-нибудь (например, посмотреть в окно). Больше разговаривайте с ребенком!
· Поддерживайте ребенка, но не идите на поводу. Например, если ребенок боится огня, можно не включать в его присутствии газовую плиту, такое потакание успокоит малыша, но не избавит его от страха.
Если ваш ребенок заикается
Ввиду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуется индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий и речевой режим. Такой ребенок должен все время находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.
· Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок (ребенок боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.д.)
· Не следует разрешать
· Часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это переутомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.
· Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр передач и т.п.).
· Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.
· Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.
· Нужно быть одинаково ровным и требовательным к ребенку. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными и хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно.
· Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, помогите ему произнести слово (фразу) или отвлеките его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинкой.
· Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного дыхания, чувства темпа, ритма, полезны дополнительные занятия по пению.
Если у вашего ребенка нервный тик
Причины тиков:
· Наследственная предрасположенность
· Неправильное воспитание(наличие внутрисемейного конфликта; повышенная требовательность и контроль (гиперопека); повышенная принципиальность, бескомпромиссность родителей; формальное отношение к ребенку (гипоопека), дефицит общения)
· Острый стресс, провоцирующий появление тиков.
Следует заметить, что в некоторых случаях тикиявляются первым симптомом более тяжелого неврологического и психического заболевания, которое может развиться спустя некоторое время. Поэтому ребенок с тиками должен быть тщательно обследован неврологом и психологом.
Лечение тиков
· Для коррекции тиков рекомендуется в первую очередь исключить провоцирующие факторы. Безусловно, необходимо соблюдать режим сна и питания, адекватность физических нагрузок.
· Семейная психотерапияэффективна в тех случаях, когда при анализе внутрисемейных отношений выявляется хроническая психотравмирующая ситуация.
· Психологическая коррекция.
· Медикаментозное лечение.
Прогноз для детей, у которых тикипоявились в возрасте 6-8 лет благоприятный (т.е. тики проходят бесследно).
Раннее начало тиков (3-6 лет) характерно для длительного их течения, вплоть до подросткового периода, когда тики постепенно уменьшаются
Если тики появляются до 3 лет, они, как правило, являются симптомом какого-либо тяжелого заболевания (например, шизофрении, аутизма, опухоли мозга и т.д.). В этих случаях обязательно требуется тщательное обследование ребенка.
Если ваш ребенок агрессивный
Как нужно вести себя родителям в случае проявления их детьми агрессивного поведения или чтобы подобное нежелательно поведение предотвратить.
· Во-первых, требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации. Нельзя допускать высказываний, наподобие следующих: "если ты себя так поведешь…, то мама с папой тебя больше любить не будут!". Нельзя оскорблять ребенка, обзывать его. Проявлять недовольство надо именно действием, поступком, принимая личность ребенка в целом.
· Родители, если не хотят, чтобы их дети были драчунами и забияками, сами должны контролировать собственные агрессивные импульсы.
· Нельзя подавлять проявление агрессии ребенком, научите его выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих.
· Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками - обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Со временем ему будет требоваться все меньше времени, чтобы угомониться.
· Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства.
· Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что даже если в начале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у другого ребенка понравившуюся игрушку, то впоследствии с ним никто из детей не захочет играть, и он останется в гордом одиночестве. Вряд ли его прельстит такая перспектива.
· Необходимо устанавливать социальные правила поведения в доступной для ребенка форме. Например, "мы никого не бьем, и нас никто не бьет". Для детей в возрасте четырех лет и старше требования могут быть более подробными. Можете заявить: "В нашем доме существует правило: если тебе нужна игрушка, а ею играет другой ребенок и не дает ее тебе, подожди".
· Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Когда дети реагируют должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите им: "Мне нравится, как ты поступил". Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими.
· Беседовать с ребенком о его поступке надо без свидетелей (класса, родственников, других детей и др.). В беседе стараться использовать меньше эмоциональных слов (стыдно и др.).
· Надо исключить ситуации, провоцирующие негативное поведение ребенка.
· В борьбе с агрессией можно прибегнуть к помощи сказкотерапии. Когда маленький ребенок начинает проявлять признаки агрессивности, сочините вместе с ним рассказ, в котором этот ребенок будет главным героем. Используя картинки, вырезанные из журналов, или фотографии самого ребенка, создайте ситуации, в которых ребенок ведет себя достойно и заслуживает похвалу. Поговорите с ним в тот момент, когда ребенок спокоен, не нервничает. Когда у ребенка эмоциональный кризис, успокоить его нелегко.
· Надо предоставлять возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре, спорте и т.д. Можно завести специальную "сердитую подушку" для снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может поколотить эту подушку.
Если ваш ребенок тревожный
Тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих.
Тревожные дети отличаются особой чувствительностью, мнительностью, впечатлительностью. Такие дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих.
Рекомендации родителям при взаимодействии с тревожными детьми:
· Поручение, которое дается ребенку, должно соответствовать его возможностям.
· Повышать самооценку тревожного ребенка, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успехе («У тебя это получиться», «Ты это умеешь хорошо делать».)
· Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо, особенно, если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка («Посмотри, сегодня ты меньше старался, поэтому у тебя получилось хуже, чем в прошлый раз. Но я думаю, завтра ты сможешь сделать лучше»).
· Желательно не ставить тревожного ребенка в ситуации соревнования, публичного выступления.
· Детская тревожность часто вызывается неизвестностью. Поэтому, предлагая ребенку задание, необходимо подробно выстроить пути его выполнения, составить план: что мы делаем сейчас, что потом и т.д.
· Для преодоления неуверенности в себе и страха принятия самостоятельных решений необходимо давать таким детям жестко не регламентированные поручения, чаще предоставлять возможность творчества. Но ребенок должен при этом знать, что взрослые рядом и всегда придут на помощь.
· Детей следует учить находить выходы из создавшихся ситуаций.
Умение читать и писать (45) | 45 |
Умение считать (14) | 14 |
Умение логически мыслить (65) | 65 |
Психологическая готовность (128) | 128 |